Новости

На фестивале «ПОРА В КОСМОС» прозвучала «Былина о Святогоре»

12 апреля на ВДНХ на открытии фестиваля «ПОРА В КОСМОС» прозвучала музыкальная «Былина о Святогоре», созданная членом Союза композиторов, заслуженным деятелем искусств России Юрием Александровичем Дунаевым. Автором текста былины является известный российский поэт Игорь Иванович Кобзев.

По словам Ю.А. Дунаева, замысел произведения возник в начале 70-х гг. Тогда поэт И.И.Кобзев увлекся русским былинным творчеством, а параллельно работал над поэтическим переводом «Слова о полку Игореве».«Однажды Игорь Иванович Кобзев пришел ко мне со стихами о Святогоре. Стихи мне понравились, но я предложил Игорю Ивановичу, для того чтобы они зазвучали актуально, сопрячь их с современностью. И через какое-то время Игорь Иванович пришел с вариантом космического Святогора».

О дальнейшей судьбе «Былины о Святогоре» Юрий Александрович рассказывает так:

«До этого я работал только с симфоническими оркестрами, но тут нашу “Былину о Святогоре” взялся исполнить созданный А.И. Полетаевым оркестр народных инструментов “Боян”. Я за две недели переложил всю партитуру под народные инструменты. Спел же Былину солист Большого театра Борис Морозов. Эта запись должна была стать фондовой записью Гостелерадио, но, к огромному сожалению, по всей записи шел какой-то посторонний треск, и она была забракована. На радио ее из-за этого не допустили. Тем не менее, оркестр “Боян” в своей концертной деятельности активно использовал “Святогора”.

В 1973 г. “Былина о Святогоре” премьерно прозвучала на празднике г. Трубчевска, а в 1975 г. – в Концертном зале Россия. В 1980 г. перед Московской Олимпиадой ко мне подошли и сказали, что 12 апреля 1981 г. на Красной площади пройдут грандиозные “Торжества Советского Космоса!” и принято решение, что на них прозвучит былина и что после Олимпиады нужно будет снова заняться ее записью, причем мне для этого будут предоставлены самые лучшие музыкальные коллективы страны. Но пришла осень, и после Олимпиады так ко мне никто по поводу “Святогора” и не обратился. Я стал сам интересоваться и оказалось, что “Былину о Святогоре” запретил сам председатель Гостелерадио СССР Сергей Георгиевич Лапин. На мое письменное обращение он ответил, что “формат былины не подходит для выражения идеи социалистического патриотизма, и кроме того, наши друзья грузины могут обвинить нас в русопетстве”. (Председательство С.Г. Лапина в Гостелерадио СССР с 1978 по 1985 гг. - это целая эпох жесточайшей и в большинстве своем бессмысленной цензуры. По инициативе Лапина, на полку ставились фильмы, закрывались телепередачи, изгонялись с телевидения и радио десятки исполнителей, а то, что в результате одобрялось и оказывалось на экранах, было пресно-никакущим. Ежедневная запретительная деятельность Лапина, который самолично просматривал и прослушивал все записи, нанесла стране и имиджу власти непоправимейший ущерб, продемонстрировав ее вопиющую некомпетентность и смертельно рассорив власть с творческой интеллигенцией. Судьба «Торжеств Советского Космоса» представляет одну из загадок позднесоветского периода. По какой-то причине, они так и не состоялись. То ли из-за тяжелой и продолжительной болезни Вождя, то ли из-за того, что нашлись праздники поважнее – 75-летие со дня рождения Леонида Ильича и его полувековой юбилей в рядах компартии. «Торжества Советского Космоса» должны были стать прологом к признанию 12 АПРЕЛЯ государственным праздником страны. Однако в этот день настоящий праздник состоялся в Соединенных штата, где на 20-летие полета Ю.А.Гагарина был запущен первый пилотируемый космический корабль «Колумбия» системы «Space Shuttle». – Ред. )

Прошло несколько лет, и вдруг мне звонит музыкальный редактор народной редакции Гостелерадио Владимир Карасев и говорит: “Сейчас Лапин уехал в Германию. Академический оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР под управлением Николая Некрасова свободен, и мы можем записать твоего “Святогора”. Для меня это решение было не из легких, поскольку до этого я работал с “Бояном”, но надо было соглашаться, потому что другого шанса сделать запись не было. В качестве солиста мы пригласили лучший на тот момент бас Большого театра, заслуженного артиста Российской Федерации Анатолия Бабыкина. Также в записи участвовал Академический Большой хор Гостелерадио СССР под руководством Клавдия Птицы. Эта запись, конечно, заметно отличается от той, что мы делали с “Бояном”. Она в музыкальном смысле дозрела, обросла новыми музыкальными фрагментами, там появились колокола и т.д. Это фондовая запись Гостелерадио. И она сразу легла на полку. Пока был Лапин никаких шансов ввести эту запись в музыкальный оборот не было. В начале 90-х Ирина Дробышевская на Всесоюзном радио попыталась продвинуть “Святогора”, но он снова не прошел по цензурным соображениям. На этот раз по той причине, что там в одном месте фигурирует “советский народ молодеческий”».

В этом году «Былине о Святогоре» исполнится аж 36 лет. Это музыкальный памятник Великой космической эпохи, в котором слышатся аккорды Свиридова, Рахманинова. Уже нет беспощадно-бессмысленного Лапина, нет воинствующего антисоветизма 90-х. А у России есть новая-старая задача вернуться на дорогу в Большой космос. Мы должны мобилизовать все, что нам поможет это сделать. И «Былина о Святогоре» тоже должна заработать и наконец занять подобающее ей место в отечественной музыкальной и космической культуре. Ну, а Юрию Александровичу Дунаеву мы желаем дальнейших творческих успехов.

Иллюстрации:

  1. Святогор и тяга земная
  2. Композитор Юрий Александрович Дунаев
  3. Поэт Игорь Иванович Кобзев
  4. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического русского концертного оркестра «Боян».А.И. Полетаев
  5. 1-й Председатель союзно-республиканского Государственного комитета Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию С.Г.Лапин
  6. Оркестр русских народных инструментов Гостелерадио СССР под руководством Н.Н.Некрасова
  7. Участники фестиваля «Пора в космос» слушают «Былину о Святогоре».
  8. Участники фестиваля «Пора в космос» слушают «Былину о Святогоре».

Редакция сайта «АМКОС»
Новости